Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе
Традиционные методы обучения
Выделяется два традиционных метода обучения
Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.
Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.
У данных методов можно выделить множество недостатков:
1. Нагрузка на память.
2. Низкая самостоятельность учащихся.
3. Рассевание внимания.
4. Неполное усвоение материала.
5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.
6. Средний объём знаний.
7. Средний темп в изучении материала.
Инновационные методы обучения
Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
К ним принадлежат:
- упражнения, носящие творческий характер;
- групповые задания;
- образовательные, ролевые, деловые игры;
- уроки-экскурсии;
- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать
Традиционные | Инновационные | |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные. | Групповые, коллективные. |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительные, информационные. | Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Ведущий тип деятельности | Репродуктивный, воспроизводящий. | Продуктивный, творческий, проблемный. |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая деятельность, рефлексия |
Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций. | Организатор сотрудничества. консультант |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. |
Powered by Inline Related Posts
Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Методы обучения
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
Методы организации. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы
1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.
2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.
3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе
Традиционные методы обучения
Выделяется два традиционных метода обучения
Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.
Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.
У данных методов можно выделить множество недостатков:
1. Нагрузка на память.
2. Низкая самостоятельность учащихся.
3. Рассевание внимания.
4. Неполное усвоение материала.
5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.
6. Средний объём знаний.
7. Средний темп в изучении материала.
Инновационные методы обучения
Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.
Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.
Powered by Inline Related Posts
Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.
К ним принадлежат:
- упражнения, носящие творческий характер;
- групповые задания;
- образовательные, ролевые, деловые игры;
- уроки-экскурсии;
- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;
Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать
Традиционные | Инновационные | |
Цель | Формирование знаний, умений, навыков | Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем |
Формы организации | Фронтальные, индивидуальные. | Групповые, коллективные. |
Методы обучения | Иллюстративно-объяснительные, информационные. | Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский |
Ведущий тип деятельности | Репродуктивный, воспроизводящий. | Продуктивный, творческий, проблемный. |
Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая деятельность, рефлексия |
Функции учителя | Носитель информации, хранитель норм и традиций. | Организатор сотрудничества. консультант |
Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. |
Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Методы обучения
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Методы обучения разделяют на три группы:
Методы организации. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы
1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.
2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.
3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.
Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.
Педагогика
Методы, которые использовались в течение многих веков и применяются в современной учебной практике, определяются как традиционные. Они, бесспорно, не потеряли своей методической ценности и сегодня. Это – словесные, наглядные, практические, контрольные, самостоятельные методы.
Powered by Inline Related Posts
В последние десятилетия под влиянием развития общей дидактической науки, педагогической психологии, а также гуманизации и демократизации обучения созданы современные диалогические методы обучения, которые называются в дидактике методами активизации учебно-познавательных действий. Они используются с целью активизации познавательной деятельности субъектов обучения с помощью специальных приемов и способов. В практике педагогов распространены такие диалогические методы обучения: анализ конкретной ситуации, интеллектуальная разминка, сократический метод, «мозговой штурм» («атака»), учебно-тематическая дискуссия, деловая игра, профессиональная игра, профессиональная консультация, организационно-деятельная игра и др, их будет проанализировано далее.
Обучение происходит с помощью различных средств. Особое место среди них занимает слово. Методы, которые реализуются посредством слова, называются вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный).
Процесс преподавания-обучения не может проходить без вербального общения, а другие методы, например наглядные, выполняют только вспомогательные функции.
Основные составляющие этого метода – рассказ, объяснение, лекция и их разновидности, которые используются с целью сообщения учащимся новых знаний, объяснение порядка выполнения тех или иных действий, ознакомление с новыми фактами, событиями.
Одним из самых простых и одновременно самых распространенных методов в процессе обучения является рассказ. Метод рассказа предполагает устное живое и образное, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала в пояснительной или повествовательной форме. Он используется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем и время. В обучении учащихся рассказ преимущественно применяется во время изучения исторических событий, явлений общественной жизни и тому подобное.
Основные разновидности рассказа такие:
– научно-популярная рассказ (основывается на анализе фактического материала);
– художественный рассказ (образный перевод разнообразных фактов, событий, поступков и тому подобное);
– рассказ-описание или рассказ (последовательное изложение основных признаков, особенностей предметов и явлений окружающей среды, например, описание исторических событий).
Основные педагогические требования к рассказу: познавательная и воспитательная направленность; достоверность и научная обоснованность фактов; достаточное количество ярких примеров, которые доказывают изложенные положения; четкая логика и доказуемость изложения; образность и эмоциональная окрашенность; наличие элементов личной оценки и отношения педагога к содержанию материала, который изучается; высокая культура речи педагога (четкость, доступность, правильность, личностная окрашенность).
Powered by Inline Related Posts
Источники: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652086/
http://pedagogika.org/index/tradicionnye_metody_obuchenija_slovesnye_metody_obuchenija_rasskaz/0-135
http://urohelp.guru/pochki/metody/tradicionnye/antibiotics.html